Вскоре после того, как российские школы перешли на электронные дневники, в образовательных учреждениях стала вводиться новая система оценивания результатов. Оценки за те или иные виды работ получили разный «вес», и среднее арифметическое из-за этого не совпадает со средневзвешенным баллом, который выставляет система. Средневзвешенный балл автоматически подсчитываемый в системе электронного журнала/электронного дневника, – аналитический показатель успеваемости учащегося, учитывающий вес каждого вида работы, за которые выставлены отметки, в общем, их числе.
Средневзвешенный балл определяется с использованием весового коэффициента для каждой формы контроля. Весовой коэффициент вида учебной деятельности позволяет:
-повысить роль отдельных форм текущего и промежуточного контроля;
-снизить роль случайных факторов при оценивании работ во время текущего контроля и промежуточной аттестации;
-объективно оценить образовательные достижения обучающихся как в ходе освоения отдельных тем, разделов учебных предметов, так и при выставлении отметок за учебный период (четверть/полугодие, год).
Весовой коэффициент способствует мотивации учащихся на достижение более высоких образовательных результатов, осознанное осуществление учебной деятельности. Весовой коэффициент видов учебной деятельности (форм текущего контроля и промежуточной аттестации) программируется в электронном журнале/дневнике. В электронном журнале/дневнике автоматически отражается средневзвешенный балл за выбранный учебный период.
Планируется, что вместе с оценками отображается и их коэффициент (вес). Вес оценок зависит от сложности выполненной ребенком задачи и учитывается при расчете среднего балла учащегося. Поэтому, получая информацию о коэффициентах, родители смогут иметь более полную картину об успеваемости своего ребенка в школе.
В настоящее время средневзвешенный балл не отображается через мобильное приложение "Цифровая школа Оренбуржья", увидеть его родители могут в электронной дневнике учащегося, перейдя по ссылке https://de.edu.orb.ru/#.
Коэффициент автоматически выставляется в электронном дневнике за работу, за которую ребенок получил оценку. Это может быть домашнее задание, контрольная или лабораторная работа, доклад и так далее. Чем более значима работа, тем выше вес оценки. Например, за домашнее задание ставится оценка с весом 1, а за контрольную работу — 3.
Таким образом, при расчете среднего балла учащегося оценка весом 1 будет учтена только один раз, а оценка весом 3 — три раза. То есть, получив отлично за итоговую контрольную работу, фактически школьник получает три пятерки.
Кроме того, есть мнение, что подобная система поможет школьникам снизить уровень стресса при сдаче ГИА: каждое экзаменационное задание «весит» по-разному, и для учеников это не является сюрпризом. Система выставления оценок при помощи коэффициентов позволит им лучше к этому подготовиться.
В соответствии с 273-м Федеральным законом об образовании, образовательные организации имеют право самостоятельно принимать решение относительно того, по какой системе они будут оценивать знания учащихся.